Историческая справка

      Свято-Троицкий храм села Петровское принадлежит к числу региональных памятников архитектуры 18 века. В дореволюционных исторических источниках он упоминается как «Троицкая церковь села Петровское, что на Уводи». Расположен над долиной реки Вязьма на небольшом холме окраины бывшего поместного села среди остатков старого усадебного парка. Основное кирпичное церковное здание сооружено в 1790 г. на средства местного помещика Александра Алексеевича Скрипицына. Позднее к нему была пристроена паперть с входом на второй этаж и колокольня. Рядом с храмом кирпичная сторожка (ныне трапезная) конца 19 века. Свято-Троицкая церковь - редкий пример двухэтажного церковного зодчества хороших пропорций с раннеклассицистическим декором.
    Пятиглавый центральный четверик объединяет теплый (нижний) и холодный (верхний) храмы. Боковые луковичные главки с перетяжками установлены на глухие цилиндрические барабаны с квадратными основаниями. Центральная вазообразная глава покоится на квадратном световом постаменте. К четверику симметрично примыкают одинаковые прямоугольные объемы алтаря и притвора со скругленными углами во втором ярусе. Этот единый массив с запада соединен узкой папертью с четырехъярусной колокольней (нижние ярусы-четверики, верхние - восьмигранные), увенчанной барочной фигурной кровлей с маковкой.
    Нижний этаж обработан горизонтальным рустом, веерный руст над окнами имитирует замковые камни, над ним – рельефные кольца. Междуэтажный пояс разделяет верхнюю и нижнюю части здания. Боковые фасады центрального четверика украшены плоскими четырехпилястровыми тосканскими портиками. Между пилястрами расположены прямоугольные окна первого света с раннеклассическими наличниками с ушами, а над ними – круглые окна в рамках. (Сходную декорацию имеет второй ярус колокольни). Второй этаж алтаря и притвора украшены тосканскими пилястрами в крупных филенках; окна аналогичны четверику. По верху всех объемов проходят карнизы с сухариками. Барабаны глав декорированы пилястрами и плоскими арочными нишами. Второй ярус колокольни по краям имеет сдвоенные пилястры, уменьшающиеся по размеру. Третий и четвертый решены сходно: лопатки на ребрах восьмериков, арочные проемы в крупных филенках. Купол колокольни прорезан люкарнами, двухъярусное основание креста украшено волютами.
     В нижнем этаже четверик перекрыт коробовым сводом. Алтарь разделен на северное и южное помещения. Паперть нижнего этажа перекрыта сомкнутым сводом, верхнего – коробовым, в нижнем ярусе колокольни – каменная лестница наверх.
      В храме три престола. На втором этаже – в честь Святой Живоначальной Троицы (главный). На первом – в честь Успения Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского, освященного по просьбе строителя храма помещика А.А. Скрипицына в честь его Небесного покровителя.
      Масляная роспись верхнего храма начала 20 века. В своде расположены «Новозаветная Троица», «Преображение», «Воскресение» и «Вознесение». Между окнами верхнего света – изображения святых. В алтаре на горнем месте написан редкий образ Божией Матери «Знамение Августовской победы». Наиболее примечателен растительный орнамент из листьев и цветов в стиле модерн на ребрах свода.
     Иконостас верхнего храма – выразительный памятник конца 18 века стиле барокко представляющий собой двухъярусное сооружение с тремя выступами, соединенными полуциркульными арками. Особую пластичность композиции сообщают крепованные многопрофильные антаблементы; в завершении – три иконы с фигурным обрамлением. На царских вратах резные картуши с иконами, а в верхней части – небольшие колонки и пилястры, несущие антаблемент. Врата фланкированы увитыми листвой колонками с лучковой аркой. Декоративное убранство дополняют скульптурные изображения ангелов, помещенные в завершении ярусов по центральной оси.
     В нижнем храме потолочная роспись конца 19 века грубо поновлена в 1985 г. Оригинальная стенная роспись полностью утрачена и заменена новой, выполненной в 2013-2015 гг. Иконостас в стиле классицизма середины 19 в., состоит из двух симметричных частей. В каждой из них четыре колонки поддерживают полуциркульную арку с иконами криволинейных форм. Особенностью композиции является нетрадиционное расположение царских врат: не в центре, а по сторонам, ибо иконостас относится к двум приделам алтаря.
     В сотне метрах к югу от храма некогда стояла шатровая часовня Святой Троицы с иконостасом, построенная в 1890 г. купцом-фабрикантом Герасимом Дербеневым в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от гибели в железнодорожной катастрофе 1988 года. Во время Великой Отечественной войны местными крестьянами она была разграблена и разобрана на кирпичи. В двух километрах от храма в деревне Елхово лежат руины другой когда-то также принадлежавшей приходу каменной часовни в честь Архистратига Божия Михаила, построенной крестьянами в 1853 г. по случаю избавления их от холеры.
     Перед началом Великой Отечественной войны храм был закрыт, но осквернению и разорению не подвергался. От рук безбожников пострадала лишь колокольня, с которой были сброшены колокола и цветные витражи окон, разбитые сельскими школьниками по наущению учительницы. В 1943годув храме вновь началось совершаться богослужение.
     До революции приходу принадлежали 1,35 усадебной, 3,0 сенокосной и 30,0 десятин пахотной земли. По ленинскому декрету о земле в 20-е годы эти угодья были конфискованы. В 1991 году местной администрацией по ходатайству настоятеля храма земли приходу были возвращены.
     В 1989-1990 г. заботами настоятеля храма и прихожан была вновь собрана церковная звонница, насчитывающая ныне 15 старинных колоколов отлитых в мастерских знаменитых колокольных литейщиков Маторина, Оловяньщикова и Финляндского.
     С 1995 года приход оказывает безвозмездную реабилитационную помощь наркозависимой молодежи. Одновременно ее могут получать 6-8 человек, постоянно проживающих при храме.
history_pic1_600

Приходские достопримечательности

В полутора километрах от Свято-Троицкого храма на берегу реки Уводи находится место отшельнического жития святого Христа ради юродивого Киприана, Суздальского чудотворца, причисленного в начале 20 в. к лику Владимирских святых. Именуется оно Киприановой пустынью. До 50-годов прошлого столетия верующими людьми там сохранялась землянка, в которой жил святой, однако в период хрущевских антицерковных акций она была уничтожена. Известно лишь приблизительное место где землянка находилась. Там же, в пустыни бил знаменитый источник, именуемый местными жителями «киприановым ключиком», окончательно высохший в 80-е годы прошлого столетия. Ныне из-за сильной заболоченности пустынь крайне труднодоступна.

О блаженном Киприане

Блаженный Киприан жил в 16 - 17 вв. и был родом из крестьян суздальского уезда. Вел замкнутую жизнь юродствующего отшельника на лесистом островке реки Уводи в полутора километрах от с. Петровское и в семи – от с. Воскресенское. Биографические сведения о нем крайне скудны. Еще при жизни почитался местным населением как святой и прославился многими чудотворениями. Преставился 22 июля (по ст. стилю) 1622 года. По преданию после его смерти между петровским и воскресенскими крестьянами  случилась тяжба из-за места захоронения блаженного. Одни утверждали, что Киприана надо погрести у них, поскольку он жил возле их села. Другие желали похоронить святого у себя заявляя, что он молился при их храме. Спор решился чудесным образом. На теле блаженного обнаружилась записка, в которой он просил, чтобы его гроб пустили в реку и похоронили там, куда его прибьет. Так и поступили. К удивлению присутствующих гроб поплыл против течения и пристал у Воскресенского храма напротив северной стены, у которой Киприан любил молиться после службы. Там его и погребли.

._2000

     В 1751 году собственник села и почитатель Киприана князь Голицын построил над его могилой придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Под его полом был сооружен склеп, а над мощами святого установлена украшенная изразцами рака, у которой, спустившись по каменной лестнице, можно было помолиться. Ежегодно 2 октября в день памяти священномученика Киприана в честь блаженного в Воскресенском храме совершалось Всенощное бдение. Захоронение святого было очень посещаемым местом благодаря множеству исцелений происходивших от него. Особо много было избавлений от болезней глаз. 

     Накануне революционных потрясений был начат сбор материала для общецерковного прославления святого активное участие в котором принимала Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова. Однако события 1917 года помешали довести это дело до конца. В 1936 году Ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна.

     В кафедральном Успенском соборе г. Владимира можно видеть икону Владимирских святых, среди которых в верхнем ряду крайним справа изображен и Суздальский чудотворец блаженный Киприан. А в соборе города Суздаля до революции был другой, более древний образ святого, ранее висевший над ракой угодника Божия в Воскресенском.

    О внешнем облике блаженного Киприана в иконописном подлиннике сказано так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя».
01_349202_3508