Историческая справка

Свято-Троицкий храм села Петровское принадлежит к числу региональных памятников архитектуры 18 века. Расположен над долиной реки Вязьма на небольшом холме окраины бывшего поместного села среди остатков старого усадебного парка.

 Основное кирпичное церковное здание сооружено в 1790 г. на средства местного помещика Александра Алексеевича Скрипицына. Позднее к нему была пристроена паперть с входом на второй этаж и колокольня. Рядом с храмом кирпичная сторожка (ныне трапезная) конца 19 века.

 Свято-Троицкая церковь - редкий пример двухэтажного церковного зодчества. В храме три престола. На втором этаже – в честь Святой Живоначальной Троицы (главный). На первом – в честь Успения Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского.

 Перед началом Великой Отечественной войны храм был закрыт, но осквернению и разорению не подвергался. От рук безбожников пострадала лишь колокольня, с которой были сброшены колокола и цветные витражи окон. В 1943 году в храме вновь началось совершаться богослужение. В 1991 году по ходатайству настоятеля храма приходу были возвращены некогда принадлежащие ему усадебные, сенокосные и пахотные земли.

 В 1989-1990 г. заботами настоятеля храма и прихожан была вновь собрана церковная звонница, насчитывающая ныне 15 старинных колоколов отлитых в мастерских знаменитых колокольных литейщиков Маторина, Оловяньщикова и Финляндского.

 С 1995 года приход оказывает безвозмездную реабилитационную помощь наркозависимой молодежи. Одновременно ее могут получать мужчины и женщины, 6-8 человек, постоянно проживающих при храме.

history_pic1_600

Приходские достопримечательности

В полутора километрах от Свято-Троицкого храма на берегу реки Уводи находится место отшельнического жития святого Христа ради юродивого Киприана, Суздальского чудотворца, причисленного в начале 20 в. к лику Владимирских святых. Именуется оно Киприановой пустынью. До 50-годов прошлого столетия верующими людьми там сохранялась землянка, в которой жил святой, однако в период хрущевских антицерковных акций она была уничтожена. Известно лишь приблизительное место где землянка находилась. Там же, в пустыни бил знаменитый источник, именуемый местными жителями «киприановым ключиком», окончательно высохший в 80-е годы прошлого столетия. Ныне из-за сильной заболоченности пустынь крайне труднодоступна.

О блаженном Киприане

Блаженный Киприан жил в 16 - 17 вв. и был родом из крестьян суздальского уезда. Вел замкнутую жизнь юродствующего отшельника на лесистом островке реки Уводи в полутора километрах от с. Петровское и в семи – от с. Воскресенское. Биографические сведения о нем крайне скудны. Еще при жизни почитался местным населением как святой и прославился многими чудотворениями. Преставился 22 июля (по ст. стилю) 1622 года. По преданию после его смерти между петровским и воскресенскими крестьянами  случилась тяжба из-за места захоронения блаженного. Одни утверждали, что Киприана надо погрести у них, поскольку он жил возле их села. Другие желали похоронить святого у себя заявляя, что он молился при их храме. Спор решился чудесным образом. На теле блаженного обнаружилась записка, в которой он просил, чтобы его гроб пустили в реку и похоронили там, куда его прибьет. Так и поступили. К удивлению присутствующих гроб поплыл против течения и пристал у Воскресенского храма напротив северной стены, у которой Киприан любил молиться после службы. Там его и погребли.

._2000

     В 1751 году собственник села и почитатель Киприана князь Голицын построил над его могилой придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Под его полом был сооружен склеп, а над мощами святого установлена украшенная изразцами рака, у которой, спустившись по каменной лестнице, можно было помолиться. Ежегодно 2 октября в день памяти священномученика Киприана в честь блаженного в Воскресенском храме совершалось Всенощное бдение. Захоронение святого было очень посещаемым местом благодаря множеству исцелений происходивших от него. Особо много было избавлений от болезней глаз. 

     Накануне революционных потрясений был начат сбор материала для общецерковного прославления святого активное участие в котором принимала Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова. Однако события 1917 года помешали довести это дело до конца. В 1936 году Ивановский епископ Борис (Воскобойников) принял решение изъять мощи блаженного из храма для спасения их от поругания, но работники НКВД, узнав об этом, под покровом ночи вскрыли раку Киприана и вывезли его останки в неизвестном направлении. Дальнейшая судьба мощей неизвестна.

     В кафедральном Успенском соборе г. Владимира можно видеть икону Владимирских святых, среди которых в верхнем ряду крайним справа изображен и Суздальский чудотворец блаженный Киприан. А в соборе города Суздаля до революции был другой, более древний образ святого, ранее висевший над ракой угодника Божия в Воскресенском.

    О внешнем облике блаженного Киприана в иконописном подлиннике сказано так: «…подобием рус исчерна, власы с ушей повились, брада подобие Богослова, раздвоилась, в свите зеленой, ноги босы, руце молебныя».
01_349202_3508